корсика
Новости


Статьи


Древний храм Митры

На территориях, некогда подконтрольных Римской империи, археологи нашли в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные находятся в сердце империи – в Риме и Остии. Культ Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в конце I века: главными «распространителями» были римские солдаты и торговцы с Востока.

Пару веков митраизм был основным конкурентом другой молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы культа Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории известно: митраизм, наряду с другими «языческими» культами, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной религии.

Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением – в первую очередь потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали больше 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не считая армянских и персидских), однако разрозненные сведения дают не слишком четкую картину. Корсиканское святилище Митры обнаружилось не в чистом поле: руины располагаются недалеко от побережья острова, на окраине хорошо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах современной географии это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), местность рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок находится знаменитый собор La Canonica XII века.

Согласно Сенеке и Плинию Старшему, римская колония Мариана была основана около 100 года до н.э. знаменитым полководцем, могущественным консулом и реформатором армии Гаем Марием (Caius Marius). Гай Марий рассматривал колонизацию Корсики как часть римской военной стратегии на море. Однако Мариана так и не стала крупным морским портом – даже во времена своего расцвета в III или IV веках размеры поселения не превышали 10 гектаров. Архитектура митреума в Мариане почти не отличается от устройства других известных храмов Митры. Помимо собственно святилища, археологи обнаружили несколько помещений, включая трапезный зал с центральным проходом, вдоль которого были установлены две большие, почти двухметровые по ширине, скамьи для верующих – люди могли с комфортом на них расположиться во время общих встреч, молений и трапез.

В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего священного быка (каноническая сцена, в современной науке получившая название «тавроктония»). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи обнаружили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма. На мраморных обломках археологи разглядели нижнюю часть Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также части священного быка и другие обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.

Для сравнения — полное изображение сцены тавроктонии на барельефе неизвестного происхождения, где можно рассмотреть все детали и персонажей. Помимо Митры, археологи обнаружили и фрагменты остальных персонажей: мраморную женскую голову, мраморную ступню и изображение одного из двух факелоносцев Митры, в данном случае – Каутопата, человека с опущенным факелом, символизировавшего заход солнца и смерть.

(с)2009-2020 Все права защищены